В июне 2023 года в галерее Арт-Лига завершилась выставка Александры Анюхиной «TUBA MIRUM». Работы для выставки Александра разрабатывала в мастерской «Сверчок» арт-центра «Пушкинская-10». Мы побеседовали с Александрой о создании проекта, направлениях работы и творческих планах.

Александра, расскажите, как родилась идея проекта «TUBA MIRUM»?

Сейчас уже очень сложно сказать, с чего все начиналось, поскольку у меня все происходит очень интуитивно и на каких-то подуровнях сознания. Я писала стихотворение, где хорошо зарифмовалась фраза «TUBA MIRUM».  Я стала развивать эту тему дальше, и мне все это стало видеться как книга художника. И со временем я стала думать над композицией книги, как стихи помещаются в композицию. Я сразу поняла, что это будет свиток и что стилистически он будет близок предыдущему проекту «Книга Странствий», поскольку мне хотелось сделать его логическое продолжение.


Какие медиа вы используете в ваших книгах художника?

Я записывала аудиосопровождение с чтением стихов к своему проекту.


Какая техника для вас приоритетна?

Главным образом я работаю в технике линогравюры, последнее время частично перешла на дерево — я сейчас работаю также в ксилографии. И совсем немного я занимаюсь глубокой печатью — то есть сухой иглой и офортом. Но поскольку офорт требует специального оборудования и специальной мастерской, иногда это затрудняет процесс работы. 

В каких художественных направлениях вы работали за последний год? Ведь помимо «TUBA MIRUM» вы разрабатывали проект «Летопись леса»?

Если книгу художника считать художественным направлением (это спорный вопрос в искусствоведении), то я работала именно в этом направлении. Да, я создала несколько проектов, в том числе «Летопись Леса».  С начала прошлого лета — начала моего заезда в мастерскую — я делала книжки-гармошки: «Круги на воде», «Белая ночь». Осенью я сделала в арт-резиденции «Костомукша» проект «Летопись леса», а уже дорабатывала его в резиденции «Сверчок». Также я сделала в конце зимы — начале весны проект «Владивосток — Петербург», который включает в себя как книжку-гармошку, так и несколько поэтических сборников в формате самиздата, напечатанных на печатной машинке. Последним проектом был «TUBA MIRUM», я сделала его уже весной 2023.

Как влияет место: город или пространство на вашу работу?

Город влияет сильно, потому что каждый город имеет свой облик, свое лицо и свою атмосферу, которая так или иначе влияет на восприятие. Допустим, Владивосток солнечный, в нем больше ощущается простор. В основном меня тянуло в нем рисовать виды города, морские пейзажи. А Питер более закрытый город, несмотря на то, что он тоже на берегу моря стоит и это город порт, но все-таки здесь не так явно выражена ассоциация с морем, как, допустим, во Владивостоке. Петербург — это город на Неве, это больше речной город. Реки и каналы внутри города создают свою атмосферу. Да, в Питере больше замкнутых пространств, замкнутых форм, дворы-колодцы, какие-то входы-выходы.  Получаются интересные композиции, если с натуры рисовать питерскую архитектуру, а потом трансформировать эти образы в книжные иллюстрации.


Где находится ваше «место силы»?

Место силы находится внутри меня —  это внутренние силы, внутренние ресурсы. Это, наверное, не связано с внешним миром. Это больше внутренний источник вдохновения.


Очевидно, что музыка играет очень важную роль в вашем творчестве. Расскажите давно ли вы занимаетесь музыкой и как к ней пришли?

Началось все с увлечения рок-музыкой лет в двенадцать, а затем уже появилась мечта играть на гитаре, но до шестнадцати лет это как-то не складывалось.  В шестнадцать лет я начала осваивать гитару, ходила в эстетический центр, училась играть по нотам, а еще немного занималась вокалом. Много позже я получила музыкальное образование — окончила музыкальный колледж по классу классической гитары. Вообще я рада, что получила музыкальное образование. А сейчас мне интересно написание музыки, я немного сочиняю. Посмотрим, что получится. Возможно, даже в скором времени сыграю что-то свое.

Назовите трёх, наиболее интересных для вас, российских художников-современников.

На самом деле я затрудняюсь ответить. Наверное, нет таких, поскольку иногда мне нравятся отдельные работы современных художников. Но так, чтобы я ориентировалась на кого-то — не могу сказать.


Что значит для вас – состоявшийся художник?

Не знаю, есть ли такое понятие, как состоявшийся художник, поскольку мне кажется, что художник должен всегда находиться в развитии. Но, с другой стороны, считается, что «состоявшийся» — когда он достигает какого-то признания в обществе, это у всех по-разному происходит — у кого-то раньше, у кого-то позже.  Но для меня признание — это не главный критерий, я на это не ориентируюсь. Для меня это больше про выбор пути. Мне кажется, художник состоялся тогда, когда он решил стать художником, целенаправленно пошел по этому пути.


Какое у вас впечатление от выставки в галерее Арт-Лига? Все получилось как ожидалось?

На самом деле, очень хорошее впечатление. Мне все очень понравилось. Большое спасибо Арт-Лиге и Арт-центру «Пушкинская -10». Мне очень нравится экспозиция, которая получилась, и то, что в галерее есть два отдельных зала, которые делят экспозицию на два тематических раздела: очень хорошо получилось разместить работы. Мне кажется, там очень камерный зал. Это как раз нужно книге художника — хорошо совпала концепция выставки и выставочное пространство.


Намечены ли вами уже какие-то новые проекты?

Да, есть несколько новых проектов. Приоткрою тайну. Я задумала продолжение проекта «TUBA MIRUM» и буду дальше развивать эту тему. Также есть идеи сделать выставку «Владивосток – Петербург». И есть еще задумки книг художника, к которым я уже начала писать музыку. Не знаю, что из этого получится, но в целом, проектов много. Есть еще несколько, но я все раскрывать не буду. В общем, до следующего года достаточно.


Спасибо

Интервью с Александрой Анюхиной